Фискальная политика в Российской Федерации
Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:
1) сбор бюджетных доходов;
2) выполнение бюджетных обязательств;
3) управление бюджетным дефицитом и государственным долгом;
4) динамика основных макроэкономических показателей.
В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:
1 догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития государства;
2 отсутствие стратегических разработок;
3 проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;
4 отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;
5 нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;
6 остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан;
7 негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей, формирующих бюджетную систему.
В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей.
Налоги собираются на уровне 60-70 % от запланированных доходов.
Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет.[7, с.103-107]
Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость проведения бюджетной реформы в стране, за необходимость осуществление которой уже долгое время выступают ведущие российские экономисты. Ими выделяются такие ее аспекты:
1. Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
2. Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
3. Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
4. Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Для успешного осуществления такой радикальной реформы необходимо разработать подробную программу ее проведения с изложением последовательности этапов реформы и временных рамок ее реализации.
Глава 2. Анализ фискальной политики в Республике Беларусь
1 2