Понятие фискальной политики, ее цели и виды
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство [1, c.448].
Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:
) в краткосрочном периоде:
· эффективное формирование доходной части бюджета;
· реализация бюджетной политики государства;
· принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
· управление государственным долгом;
· сглаживание циклических колебаний экономики.
) в долгосрочном периоде:
· поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
· поддержание полной занятости ресурсов;
· поддержание стабильного уровня цен.
Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:
) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.
) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
В случае если фискальная политика выстраивается в зависимости от промышленного цикла, она может принимать 2 формы существования - антициклическую и проциклическую. В рамках антициклической политики различают стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.
Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика имеет место в период циклического спада. Она предполагает увеличение государственных расходов и снижение налогов. Главная ее цель - смягчить грядущий экономический спад и ускорить его преодоление, т.е. политика направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов) и снижение уровня безработицы (рис.1.1).
Рис.1.1 - Стимулирующая фискальная политика
В краткосрочной перспективе стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и экономическому росту.