Порядок исправления ошибок в налоговой декларации и ответственность за их совершение
Порядок исправления ошибок у налогоплательщика определен статьей 54 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
С 1 января 2010 года действует новая редакция статьи 54 Налогового Кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщики вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. До 1 января 2010 года такие ошибки можно было исправлять только за налоговый (отчетный) период, в котором они были совершены.
Порядок внесения изменений в налоговую декларацию регулирует статья 81 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 81 Налогового Кодекса Российской Федерации прямо обязал налогоплательщика внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, в которой он обнаружил факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащего уплате.
Если налогоплательщик обнаружил в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Таким образом, обязанность вносить исправления существует, когда ошибки приводят к занижению налога, который надо заплатить в бюджет по данным налоговой декларации.
Уточненная налоговая декларация оформляется не на возникшую разницу между правильно исчисленным налогом, который отражается в уточненной налоговой декларации, и налогом, отраженным в первичной налоговой декларации. В данном случае каждая уточненная декларация будет отменять ранее представленную налоговую декларацию.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Часто налоговые органы требуют от налогоплательщиков представления наряду с уточненной налоговой декларацией пояснения по уточненной декларации.
Подача уточненной декларации, как правило, сопровождается составлением ряда документов. Составляется сопроводительное письмо. Отсутствие такого письма нередко служит поводом для отказа в принятии уточненной налоговой декларации. Однако положения статьи 81 Налогового Кодекса Российской Федерации не содержат требования об обязательном представлении какого - либо сопроводительного или пояснительного документа к уточненной налоговой декларации. Тем не менее, было бы целесообразным направлять уточненную налоговую декларацию в налоговый орган с сопроводительным письмом, в котором могут быть изложены номер, дата, указание на конкретную декларацию, за какой она срок, перечень приложений, а также прилагаемые первичные документы. Это позволит налогоплательщику избежать дополнительного истребования документов. Также в сопроводительном письме можно указать мотивы, по которым подается уточненная декларация, и не представлять в этом случае отдельно пояснения.