Совершенствование механизма взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
Коэффициент собираемости НДС (по методике МВФ) в России разные годы находился в пределах 48-58%, и только в 2008 г. опустился до 43,5%. В принципе, эти значения соответствуют уровню собираемости данного налога в большинстве развитых стран, где коэффициент составляет 42-65%.
Причем имеет место более быстрый рост сумм вычетов (возмещения НДС) по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Это создает реальную угрозу экономической безопасности государства, и проблема контроля над возмещением НДС переходит в разряд стратегических задач обеспечения национальной экономической безопасности. Наличие довольно высокого положительного сальдо экспорта-импорта в России обуславливает высокий уровень возмещения налога при применении нулевой ставки по экспортируемым товарам. Поэтому совершенствование системы администрирования НДС по экспортным операциям является актуальной задачей для государства, и усиление контроля над правомерностью возмещения как по внешним, так и по внутренним операциям НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений налоговых органов.
В этой связи можно рассмотреть следующую систему мер:
) создать совместно с органами внутренних дел единую базу утерянных паспортов и паспортов умерших лиц. Ежегодно, а также перед регистрацией нового юридического лица данные паспортов и ответственных лиц организации должны сверяться с базой. Это затруднит создание фирм- однодневок, что увеличит стоимость предоставляемых услуг и, как следствие, вынудит многих недобросовестных налогоплательщиков отказаться от них;
) ввести в НК РФ понятия «фирма-однодневка» и «недобросовестный налогоплательщик»;
) в целях вычетов по НДС ввести ответственность налогоплательщика за уплату НДС своими самыми крупными поставщиками. Законодательно это сделать будет достаточно сложно, зато данная мера является самой эффективной для борьбы с обналичиванием денежных средств;
) введение принципиально нового механизма расчетов налогоплательщиков с бюджетом заключается в том, что государство становится участником расчетов с каждым налогоплательщиком в части НДС. Все без исключения платежи по НДС будут осуществляться через бюджет. Данное обстоятельство признается надежной гарантией полной уплаты в бюджет. При этой схеме все суммы НДС поступают в бюджет, и вычеты предоставляются лишь в отношении уплаченного НДС.
) введение НДС-счетов. Суть данного механизма заключается в том, что получаемые от покупателя суммы НДС зачислялись не на расчетный счет организаций, а на специальный счет, с которого нельзя было бы взять деньги для иных целей, кроме уплаты НДС поставщику, а также причитающихся бюджету НДС и других налогов. Применение этого способа позволит существенно снизить возможность совершения операций, связанных с обналичиванием денежных средств, и не потребуется введения дополнительных мер изменения практики налогового контроля.
Предложенные меры позволят повысить собираемость налога, что в свою очередь, даст возможность перейти к другим значимым действиям по реформированию НДС. Только после ликвидации такой глобальной проблемы для российской экономики, как обналичиванием денежных средств через цепочки фирм-однодневок (а вместе с ней схем «серых» зарплат), при благоприятной макроэкономической ситуации можно будет ставить вопрос о снижении стандартной ставки НДС. В сложившейся ситуации, когда расчеты частично основаны на ожидании, что часть налогоплательщиков откажется от «серых» схем оптимизации налогообложения, и когда не планируется принятие законодательных мер по ликвидации таких схем, снижение ставки НДС не предоставляется целесообразным.
Существование проблемы выбора между НДС и НСП объясняется не только существующими трудностями администрирования НДС, которые имеются и по другим налогам, но и отсутствием установленных на законодательном уровне действенных мер по пресечению незаконного включения НДС в вычеты, которые способствуют росту сумм налога, заявляемых к возмещению. Ежегодно удельный вес налоговых вычетов в общей сумме начислений налога возрастает, при этом темпы роста вычетов существенно превышают темпы начисления налога. В период экономического спада среди множества решений по поводу «выздоровления» экономики страны помимо стандартных мер, направленных на поднятие экономики, выделяют достаточно радикальные, в том числе и отмены НДС и замена его налогом с продаж. В данном контексте наиболее остро стоит вопрос об отмене НДС, из-за которого страдает не только внутренний рынок.