Классификация затрат для принятия решений
Эти изменения принимают во внимание при сопоставлении фактической величины общехозяйственных расходов с плановой и должны учитываться при планировании этих постоянных расходов на следующие периоды.
Вместе с тем указанные и другие подобные изменения, как правило, не оказывают существенного влияния на величину общехозяйственных расходов, поэтому в планировании, учете и контроле общехозяйственные расходы принимаются в качестве постоянных.
Следует отметить, что затраты являются постоянными только в пределах определенного уровня деловой активности (объема производства или продаж). При существенном изменении уровня деловой активности (релевантного уровня) изменяются и постоянные расходы. Поэтому если рассматривать постоянные расходы за длительный период времени (несколько лет), то можно заметить ступенчатый характер изменения постоянных расходов.
Принимаемые в расчет (релевантные) затраты - это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению; не принимаемые в расчет затраты (нерелевантные) не имеют отношения к принимаемому решению.
Пример. Необходимо решить вопрос о выборе транспортных средств для поездок одного или нескольких представителей организации г. Иваново в Москву.
При использовании поезда (выходит из г. Иваново поздно вечером и приходит в Москву рано утром) стоимость поездки на одного работника составляет 850 руб. (500 руб. - стоимость билетов, 300 руб. - суточные, 50 руб. - оплата постельного белья).
Для исчисления расходов на поездку на служебном автомобиле нужно определить принимаемые в расчет затраты:
· стоимость бензина - 700 руб.;
· заработная плата водителя - 200 руб.;
· отчисления на социальные нужды - 72 руб.
Итого 972 руб.
Затраты по страхованию автомобиля, амортизационные отчисления по нему и некоторые другие в расчет не были приняты, поскольку они не зависят от принимаемого решения.
На основании осуществленных расчетов можно сделать вывод о целесообразности использования поезда для поездки одного сотрудника в Москву. При поездке двух и более сотрудников выгоднее использовать служебный транспорт.
Явные затраты организация осуществляет в процессе производ, ства и продажи продукции (работ, услуг); альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариантов. Они означают упущенную выгоду возникающую при ограниченных ресурсах.
Пример. Организация имеет 10 грузовых автомобилей, занятых перевозкой строительных материалов. Поступил заказ на перевозку мебели, для выполнения которого нужно выделить одну машину. При отказе от перевозки 1/10 части строительных материалов сумма дохода уменьшится на 50000 руб. Эта сумма считается вмененными затратами. Величина вмененных затрат должна быть компенсирована при заключении договора на перевозку мебели.
В первичных бухгалтерских документах альтернативные затраты не отражаются, поскольку носят расчетный характер. Указанные расходы иногда называют «воображаемыми».
Безвозвратными (затратами истекшего периода) называются затраты, которые уже возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже не могут повлиять никакие альтернативы. К данным затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества. При любом варианте использования этого имущества остаточную стоимость списывают либо на затраты по производству продукции (в виде амортизационных отчислений), либо на операционные расходы (при продаже и списанию имущества). К безвозвратным затратам относят также стоимость ранее закупленных материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств невозможно использовать (так называемые неликвиды) и др.
Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров.
Если, например, в результате дополнительного выпуска продукции затраты увеличатся на 500 тыс. руб., то эта сумма составляет инкрементные затраты.
Маргинальные (предельные) затраты - это дополнительные затраты на единицу продукции (а не на весь выпуск).
1 2