Система налогового учета в некоммерческих организациях представляет собой
Порядок организации налогового учета некоммерческих организаций
НКО предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Организации налогового учета некоммерческих организаций осуществляется в следующем порядке (рис.2.9)
Шаг 1
. Порядок расчета налоговой базы по налогам.
На данном этапе определяются:
Шаг 2.
Определение подхода к ведению налогового учета.
Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому. В практической деятельности организаций сложились три подхода к ведению налогового учёта, которые отображены на рис.2.10
Первый подход основан на том, что данные налогового учёта получают на основе регистров бухгалтерского учёта и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учёта. Этот подход к ведению учёта менее трудоемок и более гибок в условиях постоянно меняющегося налогового законодательства.
Основная идея "встраивания" налогового учёта внутрь бухгалтерского учёта базируется на выявлении сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета. В бухгалтерском и налоговом учёте могут применяться одинаковые и различные методы группировки (классификации) и оценки объектов учёта. Даты получения доходов и осуществления расходов также могут признаваться одинаково или по-разному в бухгалтерском и налоговом учёте.
НКО должно четко определить основные различия в отражении операций и имущества для целей бухгалтерского и налогового учета и разработать способы корректировки бухгалтерских форм и/или дополнительные формы регистров налогового учета.
Второй подход основан на параллельном ведении бухгалтерского и налогового учёта на основе первичных документов. При этом подходе отдельно формируются регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерская отчетность по правилам бухгалтерского учёта. Исполнение подхода возможно только в системе компьютерной обработки данных.
Третий подход основан на ведении учёта по правилам налогового учёта, в связи с чем, возникает необходимость провести корректировку учётных данных для их соответствия правилам бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.
Шаг 3.
Выбор системы регистров налогового учета. Налоговые регистры - сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.
На этом этапе:
. Разрабатывается порядок переноса данных первичных документов или регистров бухгалтерского учета в регистры.
. Выбираются специальные формы бумажных носителей (формы налоговых регистров), в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.
Формы налоговых регистров необходимо разработать самостоятельно и утвердить их в качестве приложения к учетной политике.
.Устанавливаются обязательные реквизиты, которые должны содержать налоговые регистры:
наименование регистра;
период (дата) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименования хозяйственных операций;
подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Шаг 4
Определение порядка ведения налогового учета.
Данные учета должны раскрывать порядок формирования налоговой базы по налогам.
Подтверждением данных являются:
) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
) аналитические регистры налогового учета;
) расчет налоговой базы.