Планирование товарных запасов
Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.
В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.
На размеры товарных запасов оказывает влияние целый ряд факторов: равномерность и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.
Отклонение фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива - это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения. Они находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий.
Систематическое наблюдение за величиной товарных запасов, сопоставление их с действующими нормативами и выявление на этой основе отклонений является первой основной задачей статистики товарных запасов.
В прямой зависимости от товарных запасов находится важнейший показатель хозяйственной деятельности торговых предприятий - розничный товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в товаропроводящей сети, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.
Сведения о количественном и качественном составе товарных запасов можно получить на основе данных учета и отчетности по товарным запасам. Поскольку объем и структура товарных запасов постоянно изменяются, учет их производится на определенные моменты времени. Основные способы учета товарных запасов следующие: инвентаризация, оперативный учет остатков товаров, балансовый метод.
Для оценки обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами надо фактические показатели обеспеченности сопоставить с плановыми нормативами. Сопоставление ведется по формуле
(7)
Зн - товарные запасы в днях или
(8)
Зн - товарные запасы в сумме, где О - розничный товарооборот за период; Д - число дней в периоде; N - норматив товарных запасов в днях.
Превышение фактических товарных запасов над плановым нормативом говорит о том, что предприятие обеспечено товарными запасами и имеет сверхнормативные запасы. Если фактические запасы ниже нормативных запасов, это говорит о том, что план товарооборота не обеспечен товарными запасами. При этом надо учесть, что плановый норматив товарных запасов устанавливается в расчете на кредитуемый товарооборот, т. е. тот товарооборот, который соответствует товарным запасам текущего хранения.
Таблица 8
Выполнения норматива товарного запаса в отчетном году в ООО «-»
Наименование товарной группы |
Норматив товарных запасов по плану |
Фактические товарные запасы на конец IV квартала 2009г. |
Отклонения от норматива | ||||
тыс.руб. |
дни |
тыс.руб. |
дни |
тыс.руб. |
дни |
темпы прироста, % | |
Бакалея |
1860 |
18 |
2165 |
19 |
305 |
0,7 |
16,4 |
Гастрономия |
210 |
3 |
215 |
3 |
5 |
-0,1 |
2,4 |
Кондитерские изделия |
36 |
4 |
39 |
4 |
3 |
0,9 |
8,3 |
Хлебобулочные изделия |
6 |
1 |
7 |
1 |
1 |
0,0 |
16,7 |
Молоко и молочные продукты |
21 |
2 |
22 |
2 |
1 |
-0,1 |
4,8 |
Ликероводочные изделия |
2156 |
20 |
2243 |
22 |
87 |
1,5 |
4,0 |
Рыба и морепродукты |
76 |
4 |
83 |
5 |
7 |
1,4 |
9,2 |
Замороженные полуфабрикаты |
69 |
6 |
107 |
7 |
38 |
1,4 |
55,1 |
Бытовая химия и другие сопутствующие товары |
156 |
10 |
275 |
13 |
119 |
2,6 |
76,3 |
Итого |
4590 |
13 |
5156 |
14 |
566 |
0,8 |
12,3 |
1 2