Анализ динамики и структуры товарооборота
Для выявления влияния цен и изменения количества проданных товаров применяется следующая методика расчета:
Влияние изменения цен (ΔОРТр) определяется как разность между оборотом в текущих ценах и оборотом за тот же период в сопоставимых ценах
(4)
где Ip - индекс цен за период.
Влияние изменения количества проданных товаров (ΔОРТg) рассчитывается как разница между оборотом отчетного периода в сопоставимых ценах и оборотом базисного (планового) периода.
(5)
Общее отклонение рассчитывается как разность между оборотом в отчетном периоде и оборотом в базисном и равно сумме отклонений за счет изменения цен и изменения количества проданных товаров.
(6)
На основании данных Таблицы 1 рассчитаем влияние данных факторов:
Таким образом, за исследуемый период оборот изменился на 28998 тыс. руб.
При этом за счет изменения цен оборот изменился на 15765,5 тыс.руб., что составило 54,4% [15765,5 : 28998 * 100] всех изменений. За счет увеличения количества проданных товаров - на 13232,5 тыс.руб. или на 45,6% [13232,5 : 28998 * 100]
Структура товарооборота определяется исходя из расчета доли каждой товарной группы в товарообороте (Таблица 6).
Таблица 6
Структура товарооборота ООО «-»
Показатели |
Предшествующий год |
Отчетный год |
Изменение структуры, % | ||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % | ||
Товарооборот, всего |
108040 |
100 |
137038 |
100 | |
В том числе: | |||||
Бакалея |
31224 |
28,9 |
41934 |
30,6 |
1,7 |
Гастрономия |
21608 |
20,0 |
27956 |
20,4 |
0,4 |
Кондитерские изделия |
3025 |
2,8 |
3152 |
2,3 |
-0,5 |
Хлебобулочные изделия |
2053 |
1,9 |
2878 |
2,1 |
0,2 |
Молоко и молочные продукты |
3781 |
3,5 |
4933 |
3,6 |
0,1 |
Ликероводочные изделия |
32196 |
29,8 |
37411 |
27,3 |
-2,5 |
Рыба и морепродукты |
6050 |
5,6 |
5756 |
4,2 |
-1,4 |
Замороженные полуфабрикаты |
3457 |
3,2 |
5207 |
3,8 |
0,6 |
Бытовая химия и другие сопутствующие товары |
4646 |
4,3 |
7811 |
5,7 |
1,4 |