Товарооборот и его экономическая характеристика
Товарооборот является сложной экономической категорией и важным обобщающим показателем, который отражает различные стороны социально-экономических отношений как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне государства.
Розничный товарооборот включает с себя:
1) стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов;
2) стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету;
3) стоимость товаров, проданных в кредит в объеме полной стоимости товара;
4) стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;
5) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям граждан со скидкой;
6) стоимость проданных по подписке печатных изданий;
7) стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли:
1) стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийный срок службы;
2) стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов;
3) отпуск отдельным категориям граждан товаров, полностью оплаченных органами социальной зашиты;
4) отпуск товаров рабочим и служащим в счет заработной платы.
Данные о розничном товарообороте представляются всеми предприятиями, независимо от сферы их деятельности, если они осуществляют продажу населению приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства через торговые заведения.
Величина розничного товарооборота характеризует: общее социально-экономическое положение в стране; структуру и масштаб потребительского рынка; уровень жизни населения страны; результаты деятельности внутренней торговли как отрасли. Динамика показателя розничного товарооборота мажет рассматриваться как фактор, влияющий на денежное обращение и бюджетную политику. Кроме того, розничный товарооборот представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, который характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления.
Таким образом, сущность розничного оборота состоит в том, что он представляет собой экономические отношения, возникающие в процессе обмена денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли - продажи.
На федеральном уровне объем товарооборота увязывается с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональном уровне общий объем розничного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.
Показатели розничного товарооборота характеризуют экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствие с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления.
Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития предприятия. На основе данных о розничном товарообороте вычисляются показатели оценки потребительских рынков товаров и услуг. А именно, показатели рыночной ситуации (масштаб и тип рынка, рыночные пропорции, деловая активность, устойчивость рынка, цикличность рынка), показатели движения товарной массы (товародвижение, товарооборот, товарные запасы); показатели эффективности рыночной деятельности (экономический эффект, экономическая эффективность). На основе динамики и индексного анализа показателей товарооборота определяют показатели цен (уровень цен, структуру цен, изменение цен, колеблемость цен, соотношение цен, соотношение цен, территориальные различия цен).
Основными показателями, характеризующими товарооборот, являются:
· объем и динамика реализации товаров в общем и по отдельным группам, данных показатель характеризует размеры предприятия торговли, степень развития отрасли на территории региона или государства, уровень дохода населения, структуру потребительских предпочтений, степень развития товарных рынков.
1 2