Понятие налоговой отчетности, ее классификация и пользователи
Организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодеком Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы, по истечении налогового (отчетного) периода должны представить в налоговый орган по месту своего нахождения налоговую отчетность. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Например, по налогу на прибыль налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговая отчетность - это отчетность, которая представляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды и характеризует состояние обязательств предприятия, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей. Налоговая отчетность включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.
Цель налоговой отчетности заключается в удовлетворении информационных потребностей пользователей о величине налоговых обязательств налогоплательщика и их обоснованности.
Процесс формирования налоговой отчетности следует рассматривать во взаимосвязи функций налогов и информационных потребностей пользователей этой отчетности. В связи с этим можно выделить следующие задачи налоговой отчетности:
· обеспечение информационной базы для проведения мероприятий по контролю за правильностью исчисления налога;
· обеспечение информационной базы для решения аналитических задач, сбора статистических данных и налогового планирования на государственном уровне;
· обеспечение информационной базы для анализа и контроля применения налоговых льгот и эффективности их предоставления.
Пользователей налоговой отчетности можно классифицировать по следующим признакам:
· по целевой направленности налоговой отчетности;
· по отношению к налогоплательщику как к обособленному экономическому субъекту.
По целевой направленности налоговой отчетности пользователей налоговой отчетности можно разделить на:
. Реальных пользователей - это те пользователи, которым непосредственно предназначается налоговая отчетность, то есть лица, имеющие прямой интерес к составу и качеству информации, представленной в налоговой отчетности. К таким пользователям относятся:
· налоговые органы, которым налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации;
· администрация и руководство организации, которые на основании данных налоговой декларации принимают решения о величине налогового обязательства перед бюджетом и исполнении обязанности по уплате налога, а также несут ответственность за несвоевременную уплату налогов;
· бухгалтерская служба организации, которая выступает не только пользователем, но и составителем налоговой отчетности.
. Потенциальных пользователей, которые не являются непосредственными пользователями налоговой отчетности. Однако при наступлении определенных обстоятельств информация, содержащаяся в налоговой отчетности организации, может быть ими затребована. К потенциальным пользователям относятся собственники организации (учредители), аудиторские организации, арбитражные суды, органы внутренних дел.
По отношению к налогоплательщику как к обособленному экономическому субъекту пользователи налоговой отчетности делятся на:
. Внутренних пользователей - это те пользователи, которые используют полученную информацию по данным налоговой отчетности для принятия управленческих решений, налогового планирования, составления прогнозного отчета о движении денежных средств и другого. К числу таких пользователей относятся администрация, руководство и бухгалтерская служба организации.
. Внешних пользователей - это пользователи налоговой отчетности, функционирующие за пределами организации. К таким пользователям относятся собственники организации, налоговые органы, аудиторские организации, арбитражные суды, органы внутренних дел.
Собственники организации рассматриваются в качестве внешних пользователей, поскольку одним из критериев признания юридического лица является его имущественная обособленность от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Таким образом, организацию и ее учредителей следует рассматривать в качестве самостоятельных юридических лиц и, следовательно, налогоплательщиков.