Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточностив в условиях многономенклатурного производства
Проведение анализа влияния на точку безубыточности одного изделия всех факторов осуществляется с использованием приема цепных подстановок в определенной последовательности. При этом показатели с индексом 0 обозначают значения базисного периода, а с индексом 1 - текущего (отчетного). Сначала определяется изменение точки безубыточности за счёт изменения уровня постоянных затрат, затем за счёт изменения цен продажи и за счет изменения переменных затрат на единицу изделия.
Ккр(усл1) = Зпост1/(ц0 - Зпер0) (4.8)
Ккр(усл2) = Зпост1/(ц1 - Зпер0) (4.9)
Ккр(услЗ) = Зпост1/(ц1 - Зпер1) = Ккр1 (4.10)
Изменение точки безубыточности составит за счет изменения:
а) суммы постоянных затрат Ккр(усл1) - Ккр0;
б) цены реализации продукции Ккр(усп2) - Ккр(усл1);
в) переменных затрат Kкр(ycл3) - Ккр(усл2).
Для предприятий с многономенклатурным производством анализ влияния факторов на безубыточный объём продаж должен учитывать и структурные сдвиги в ассортименте продукции. Учёт влияния изменений в ассортименте продукции в стоимостном выражении проводится по следующей формуле:
Bкp = Зпост/∑(yi * (цi - Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 - Зперi/цi), (4.11 )
где уi = кi * цi/∑(кi * цi) - удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки от реализации;
Зпост - постоянные затраты, руб.
Зперi - переменные затраты i-го вида продукции, руб.
цi - цена i-го вида продукции, руб.
Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия проведём по исходным данным, аккумулированным в таблице 5.
Таблица 5
Исходные данные для расчёта влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия
Показатели |
По плану |
Фактически |
Постоянные затраты предприятия, тыс.руб. |
1500 |
1800 |
Удельные переменные затраты, тыс.руб. | ||
Изделие А |
10 |
12 |
Изделие Б |
20 |
26 |
Изделие В |
14 |
18 |
Цена реализации единицы, тыс.руб. | ||
Изделие А |
35 |
48 |
Изделие Б |
30 |
36 |
Изделие В |
52 |
48 |
Количество реализованной продукции, единиц | ||
Изделие А |
50 |
80 |
Изделие Б |
220 |
90 |
Изделие В |
80 |
70 |
Удельный вес в общей сумме выручки | ||
Изделие А |
0,25 |
0,36 |
Изделие Б |
0,36 |
0,32 |
Изделие В |
0,39 |
0,32 |