Дивидендная политика компании и цена акций. Западный и восточный подходы, результаты
Дивидендную политику часто определяют как решение о вопросе реинвестирования прибыли или выплаты ее в виде дивидендов. Явление дивидендной политики рассматривается неоднозначно. Ее определяют как атрибут успешной деятельности акционерного общества, гарант устойчивости системы корпоративного управления, как важную часть финансового менеджмента. По сути в документах акционерного общества прописывается вопрос о порядке расчета, утверждения, объеме и периодичности выплат дивидендов. Закрепленные документально принципы осуществления предприятием дивидендной политики информируют заинтересованных лиц о принципах реализации имущественных прав по обыкновенным и привилегированным акциям.
Так, например, принципы дивидендной политики ОАО «ВолгаТелеком» базируются на соблюдении интересов акционеров и поддержании оптимального баланса между выплатами денежных средств в качестве дивидендов и инвестициями в развитие компании. При этом приоритетным остается повышение капитализации компании.
Существует две теории о влиянии дивидендной политики на общую стоимость компании и максимизацию доходности акций для их владельцев:
1) теория отсутствия значимости (Модильяни, Миллер). Придерживается точки зрения, что прибыль, реинвестированная в компанию, а не выплаченная в виде дивидендов, идет на реализацию проектов, приводящих к росту курсовой стоимости акций. Таким образом, акционер недополучает дивиденды, но получает аналогичный доход от роста стоимости акции.
2) Теория значимости. Предполагает, что увеличение размера дивидендов ведет к увеличению стоимости акций. Так как дивиденды являются своего рода «сигналами» о прибыльности и надежности компании.
В пользу теории значимости говорят следующие аргументы:
наличие рисков снижения курсовой стоимости акций по причинам, не зависящим от компании (мировой экономический кризис, политическая нестабильность);
предпочтение инвесторами текущего дохода, а не предполагаемого в будущем.
Разберем классические для запада методики выбора размера дивидендных выплат:
1) Консервативная стратегия. Предусматривает выплату дивидендов в последнюю очередь - после формирования резервных фондов для развития предприятия. Практикуется выплата дивидендов акциями. К положительному моменту можно отнести то, что стратегия обеспечивает максимально быстрые темпы роста для компании. Однако она снижает интерес для инвесторов в силу неопределенного характера дивидендных выплат.
2) Умеренно консервативная. Устанавливается и поддерживается целевой норматив коэффициента выплат. Такая политика затрудняет рост компании, зато привлекает инвесторов, так как уровень будущего дохода точно известен.
) Стратегия гарантированного минимума и дополнительных дивидендов. Предусматривает резкое увеличение дивидендов при росте прибыли (и наоборот). Стратегия хороша тем, что подталкивает акционеров к реинвестированию в целях получения обществом большей прибыли.
) Агрессивная стратегия состоит в максимизации размера текущих выплат. Не подходит для компаний, ориентированных на долгосрочное развитие, так как вся прибыль уходит на выплату дивидендов. Зато позволяет привлечь большое количество неквалифицированных инвесторов.
Что касается дивидендной политики российских компаний, оказывается, что большая часть компаний готова осуществлять минимальные фиксированные обязательства по выплате дивидендов.
Чаще всего устанавливается фиксированный процент от прибыли для привилегированных акций (например, ОАО «Уралсвя-зьинформ», ОАО «Волгателеком», ОАО «Ростелеком», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»). Если дивиденд по обыкновенным акциям окажется выше, то дивиденды по привилегированным также могут быть увеличены.
Что касается обыкновенных акций, то, как правило, для них установлен гарантированный минимум. Также может быть получен дополнительный доход при наличии у компании нераспределенной прибыли.
Часто в России дивиденды начисляются по остаточному принципу. При таком подходе количественных обязательств по расчету дивиденда не фиксируется, устанавливаются лишь ориентиры для совета директоров при определении размера дивиденда (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»). За последние несколько лет средняя дивидендная доходность акций российских компаний невысока и составляет от 0,5% до 2%.
Официально - в виде «Положений о дивидендной политике» - дивидендная политика стала закрепляться российскими предприятиями относительно недавно - в 2003-2006 гг.
Во всем мире случается, что дивиденды выплачивают не деньгами, а акциями предприятия. Такая политика осуществляется быстро растущими компаниями в целях недопущения снижения стоимости компании (у таких компаний рост цены акции настолько быстр, что рыночная цена акции становится такой высокой, что только немногие инвесторы могут позволить себе купить стандартный лот. Спрос на акции сокращается. Снижение спроса на акции будет уменьшать стоимость компании). Дивиденды в форме акций выплачивают, чтобы сократить цену акции в установленном диапазоне.