Инвестиционная активность в России
Торможение динамики производства в отраслях реального сектора как результат спада инвестиционной активности способствует снижению роста ВВП России. Рекордные темпы роста, достигавшие в четвертом квартале прошлого года 9,5% в годовом выражении, в нынешнем году замедлились, составив в июне-июле лишь 6,5-6,9%.
На 2009-2010 гг. большинство экспертов прогнозируют дальнейшее замедление темпов экономического роста - до 5-7%. Минэкономразвития России ожидает рост ВВП в будущем году на уровне 6,7%, а в 2010 г. - на уровне 6,6%. Несмотря на замедление роста инвестиций и проблемы с ликвидностью в банковском секторе, снижение темпов экономического роста в России не будет резким и не повлечет за собой падения объемов ВВП и промышленного производства. Этим экономика России принципиально отличается от экономик стран Еврозоны и США, где вероятность рецессии сохраняется. Действительно, чистая прибыль российских предприятий в первом полугодии составила 3,24 трлн руб. (136 млрд долл.), на 41% превысив уровень первого полугодия 2007 г. То есть после выплаты налогов и покрытия производственных затрат у российских предприятий остаются свободные средства, которые могут быть направлены на расширение производства. А доходы предприятий остаются пока более важным источником инвестиций в основной капитал, чем банковские кредиты, - их доля в общем объеме инвестиций достигает 20% против 10,5% заемных средств. Следовательно, источники инвестиционных ресурсов в России сохраняются, и экономика будет развиваться дальше.
Итак, выделим главные проблемы повышения инвестиционной активности в России:
1. Падение доверия кредитных организаций к российским акциям.
2. Дефицит ликвидности внутри России.
. Отсутствие чистой прибыли, которую следует направить на инвестиции, у средних и малых предприятий.
. Снижение динамики производства в важнейших отраслях российской экономики.
. Снижение роста ВВП России.
. Отдельного упоминания заслуживает комплекс проблем, с которыми сталкиваются регионы при реализации инвестиционных проектов.
· нехватка финансовых средств, включая бюджетные и кредитные ресурсы;
· проблема неравномерного поступления денег;
· неразвитость инфраструктуры региона:
· плохая информированность иностранных инвесторов о возможностях региона.
7. Проблема стимулирования эффективного притока иностранного капитала.
Создание благоприятного инвестиционного климата в стране связано с чётким государственным регулированием инвестиционной деятельности. В первую очередь речь идёт о законодательной базе - издании законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность.
Правительством должны разрабатываться концепция и текущие программы развития фондового рынка в стране.
Регулирование условий вложения средств за пределами государства возлагается на Центральный Банк России. В соответствии с этим разработаны правила предоставления лицензий на осуществление резидентами инвестиций за рубежом:
резиденты могут инвестировать средства за пределы России путём участия в совместных предприятиях (СП), приобретения доли в действующих иностранных фирмах (компаниях) или посредством их выкупа полностью, открытия собственных подразделений, филиалов и представительств; а также за счёт приобретения движимого и недвижимого имущества, других имущественных прав и интеллектуальной собственности, ценных бумаг за рубежом.
инвестиции за границу осуществляются резидентами исключительно за счёт собственных средств, зарезервированных на счетах бухгалтерского баланса. Использование для этого заёмных средств категорически запрещено.
все виды денежных инвестиций за границу осуществляются в безналичной форме через корреспондентские счета уполномоченных банков;
поступления в пользу резидентов в иностранной валюте зачисляются на их счета и подлежат обязательной частичной продаже государству в установленном законом порядке.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов: последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе; усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.