Показатели оценки эффективности планирования и прогнозирования бюджета (на примере местного бюджета г. Шадринска). Роль финансового органа в бюджетном процессе
В целях более эффективного планирования доходов бюджета города Шадринска можно предложить следующие меры:
- Принять дополнительные меры по повышению уровня налогового администрирования в целях обеспечения своевременного и полного взыскания причитающихся бюджету города Шадринска поступлений и сокращения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему города.
- Обеспечить систематический мониторинг формирования доходов бюджета города Шадринска в целях своевременной оценки необходимости корректировки поступлений, прогнозируемых на 2012 год.
- Повысить эффективность использования муниципальной собственности.
В целях более эффективного планирования расходов бюджета города Шадринска можно предложить следующие меры:
- Новые расходные обязательства города Шадринска принимать только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
- Дополнительно проанализировать состав и объемы действующих расходных обязательств исходя из первоочередности и результативности целей, для которых предусмотрено выделение бюджетных средств, в том числе по городским целевым программам.
- Стандартизация муниципальных услуг.
- Оптимизация планирования и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств.
В целях более эффективного управления средств бюджета города Шадринска можно предложить следующие меры:
- Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
- Снижение и ликвидация простроченной кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений.
Последние годы планирование расходов бюджета города Шадринска осуществляется программно-целевым методом. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности субъекта с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов.
Несмотря на то, что в городе Шадринске сложилась определенная практика применения программно-целевого метода бюджетного планирования, на сегодняшний день большая часть реализуемых целевых программ носит комплексный характер, что сопряжено с такими трудностями управленческого и методологического характера, как нечеткая формулировка целей, задач и ожидаемых результатов, которая влечет за собой необходимость корректировки указанных параметров в процессе реализации программ. Такая система не является эффективной, поскольку в ходе реализации программы возникает необходимость постоянного изменения объемов бюджетного финансирования и корректировки системы программных мероприятий. Для устранения имеющихся недостатков при применения программно-целевого метода планирования расходов города Шадринска стоит произвести оценку фактически достигнутых непосредственных результатов реализаций ведомственных программ, возможностей достижения запланированных конечных результатов ведомственных программ, показателей эффективности. Также можно предложить провести в 2011 году оценку результативности действующих долгосрочных муниципальных целевых программ города Шадринска и на основе данной оценки принять решение об объеме бюджетных средств на их реализацию, подлежащих включению в проект бюджета города Шадринска на очередной финансовый год и плановый период, и принять решение о дальнейшей реализации программ.
Наряду с формированием финансовых стимулов для распространения программно-целевых методов планирования необходимо создать и поддерживать заинтересованность субъектов бюджетного планирования в инициировании ведомственных целевых программ путем расширения их полномочий при управлении программными расходами по сравнению с управлением сметными расходами.