Горизонтальное выравнивание муниципальных бюджетов
Поэтому для осуществления бюджетного регулирования как между Российской Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами РФ и муниципальными образованиями может использоваться финансовая помощь в виде дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Оказание финансовой помощи в форме дотаций, субвенций и субсидий обеспечит более равномерное распределение финансовых ресурсов.
Традиционным инструментом бюджетного регулирования является дотация как форма финансовой помощи, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов нижестоящего бюджета.
По мнению многих авторов, основной недостаток данного трансферта заключается в том, что дотации выделяются региону или муниципальному образованию общей суммой без определения цели и ответственности за их эффективное использование.
Однако, не смотря на недостатки использования нецелевой финансовой помощи для обеспечения нижестоящих бюджетов собственными доходами, с помощью данного инструмента межбюджетного регулирования можно обеспечить более равномерное распределение средств между данными бюджетами. Это объясняется тем, что право на ее получение имеют не все бюджеты, а лишь те, у которых уровень бюджетной обеспеченности ниже уровня, достаточного для выполнения собственных. Объектом бюджетного выравнивания является уровень бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
Еще одним инструментом бюджетного регулирования являются субсидии. Природа средств субсидии сводится к предоставлению бюджетных ассигнований из бюджета одного уровня публичной власти бюджету другого уровня публичной власти на безвозмездной и безвозвратной основе на долевых началах на целевые расходы, относящиеся к предметам ведения органов власти нижестоящего уровня, для стимулирования этих органов власти к вложению средств в приоритетные с позиции вышестоящих органов власти направления.
Предоставление финансовых средств в виде субсидий, в свою очередь, позволяет органам власти вышестоящего уровня бюджета в значительной степени влиять на бюджетную политику органов власти нижестоящего бюджета в соответствии с приоритетами, установленными на вышестоящем уровне.
Иные межбюджетные трансферты как самостоятельная форма межбюджетных трансфертов в настоящее время используется как запасной вариант передачи бюджетных средств бюджетам муниципальных образований, минуя установленные фонды межбюджетного регулирования.
В процессе регулирования местных бюджетов возможно применение такого инструмента, как перечисления из местных бюджетов с высокой обеспеченностью бюджетными доходами в бюджеты субъектов федерации («отрицательные трансферты»). Данный инструмент межбюджетного регулирования позволяет увеличить соотношение единые нормативы отчислений - финансовая помощь в сторону использования первых. С помощью «отрицательных трансфертов» установление более высоких нормативов отчислений в местные бюджеты, приводящее к существенному увеличению бюджетной обеспеченности у отдельных муниципалитетов, может быть компенсировано перераспределением части возникающих у них излишков средств в менее обеспеченные местные бюджеты. При этом, стимулирующая роль более высоких нормативов полностью сохраняется как у муниципалитетов, которые не перечисляют «отрицательные трансферты», так и у муниципальных образований, попадающих под критерий взимания «отрицательного трансферта», поскольку изъятой окажется лишь некоторая доля от суммы превышения их доходов двукратного среднего уровня.
Таким образом, решение проблем бюджетной сбалансированности является важнейшей задачей при выборе механизма распределения средств между бюджетами разных уровней. Механизм распределения средств между бюджетами разных уровней должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Другими словами, он должен быть настроен, с одной стороны, на корректирование «вертикальных» диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями региональных или местных бюджетов - и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем. С другой - на корректировку «горизонтальных» диспропорций - выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.