Информационно-аналитическая система мониторинга финансового состояния предприятия
Большое значение при мониторинге проблемных предприятий имеет отбор информации по содержанию, структуре, составу, качеству, полноте, надежности источников ее получения. Особенно важна роль оперативных коммуникаций, когда динамичность и своевременность действий в значительной степени зависят от правильности и достоверности информации.
Информация, используемая для мониторинга, подразделяется на первичную и вторичную. Для сбора первичной информации используются три главных метода: наблюдение, изучение мнений, эксперимент (тестирование). Для сбора вторичной информации используются внутренние и внешние источники.
К внутренним источникам относятся отчеты от предыдущих исследованиях, товарные отчеты, показатели сбыта, бухгалтерская отчетность и др. Внешними источниками являются данные о международных организациях, официальной статистики, научных исследованиях, и т.п. Мониторинг требует много усилий, времени и средств, поэтому они доступны далеко не каждому предприятию, особенно в полном объеме.
По расчетам специалистов, убытки от "экономии" (отказ предприятия от проведения мониторинга) нередко превышают затраты на исследование в 10-100 раз. Мировой опыт свидетельствует, что ведущие зарубежные фирмы на изучение рынка выделяют до 15% прибыли, хорошо понимая какой экономический эффект это дает.