Налог на доходы физических лиц в Республике Беларусь и в зарубежных странах, их сравнительная характеристика
Налоговые системы в ведущих странах Запада сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.
Согласно последней информации о действующих в различных странах налоговых законах. «В Бурунди, Китайской Народной Республике, Эритрее, Эфиопии, Ливане, Румынии, Руанде, Сомали, Судане, Республике Йемен и в Демократической Республике Конго (бывшем Заире) действуют в значительной степени раздельные системы подоходного налога, в рамках которых различные основные категории доходов облагаются по различным ставкам. В Венгрии, где используются глобальное определение дохода и прогрессивная шкала ставок применительно к консолидированной базе налога, действуют столько много особых правил и отдельных ставок, по которым облагаются различные категории доходов, что подоходный налог можно считать по существу раздельным. На Филиппинах сначала действовала система глобального налога, но затем, в 1981 году, была введена система раздельного подоходного налога, в рамках которой заработная плата облагается отдельно от других категорий доходов» [1, с.48].
В настоящее время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом разрешенных законом вычетов и налоговых льгот, к которым относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей и иждивенцев, взносы в фонды и т. п. Список исключений в разных странах различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает равные возможности для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных слоев населения. В развитых странах для этих групп населения из получаемого ими валового дохода исключаются:
взносы в благотворительные фонды;
отчисления на ведение избирательной компании;
членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д.
В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах натуральные материальные блага (предметы роскоши, автомобили, недвижимость). В послевоенные годы в развитых странах наблюдался рост налоговых поступлений (в т. ч. и подоходного налога) в бюджет. Это объясняется следующими фактами: номинальное повышение доходов населения, инфляционные процессы и как следствие этого индексация заработной платы, а также ужесточение контроля за платежами. В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населения изымается с помощью подоходного налога. Этот налог стал массовым и распространяется на большинство членов общества. Ставки подоходного налога построены по сложной прогрессии. В последние годы произошло резкое сокращение максимальных ставок и их количества, наметилась тенденция к более пропорциональному налогообложению. При подоходном налогообложении очень трудно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам; в высоких ставках налогов таится опасность снижения трудовой активности людей. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции 75%, в США никто бы не стал вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения. В настоящий момент высшая ставка подоходного налога с физических лиц находиться в пределах 50-70%.