Игорный бизнес в России в настоящее время
По данным ГУВД Петербурга и Ленобласти, на территории города и области действует 320 игорных заведений. Они есть почти у каждой станции метро. Многие находятся в тех же помещениях, где раньше были игровые залы. В этом году ГУВД проверило 287 организаций, у них изъято 5,9 тыс. электронных аппаратов на сумму более 300 млн рублей. Однако значительными успехами в борьбе с игорным бизнесом правоохранительные органы похвастаться не могут. Несмотря на сотни проверок, в этом году возбуждено всего три уголовных дела по ст. 171 УК (незаконное предпринимательство), еще по четырем делам идет следствие. Сейчас численность псевдоигорных заведений почти равна той, что была до введения запретов. По данным КЭРППиТ, в 2008 г. было закрыто 355 игорных залов, тогда же перестали работать 122 казино.
Кроме того, бизнесмены нашли другую лазейку в законе о запрете игорного бизнеса. В апреле 2010 открылось паромное сообщение Петербург-Хельсинки. Лайнер "Принцесса Мария" доставит пассажиров до места назначения за 12 часов - на борту рестораны, кинотеатр, концертная площадка и казино. По международному праву, на судне, которое находится в свободной зоне, действуют законы той страны, под чьим флагом оно ходит. У "Принцессы Марии" мальтийский флаг, а значит, под российский закон об игорном бизнесе, лайнер не подпадает.
Во время стоянки в порту Санкт-Петербурга казино будет закрыто. Во время движения за пределами территориальных вод Российской Федерации казино, так же как и бар, и ресторан, и все остальное, будет закрыто, значит, претензий никаких быть не должно. И никаких налогов в бюджет Петербурга.
Заключение
Очевидно, что политическое лоббирование установления игорных зон приведет не иначе как к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджетах субъектов Федерации, с территории которых они будут упразднены, что естественным образом отразится на заработной плате, пособиях, субсидиях граждан, проживающих на территории соответствующего региона Российской Федерации. Иными словами, для субъектов Федерации результатом реализации Закона № 244-ФЗ будут весьма негативные социальные и налоговые последствия.
Касательно противоречий, содержащихся в Законе № 244-ФЗ, следует отметить, что предусмотренный тотальный законодательный запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи (ч.3 ст.5) подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной в том числе главой 3 Закона № 244-ФЗ. Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети Интернет, подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п. В целом Закон № 244-ФЗ не насыщен содержательно, кроме того, в нем имеются противоречия и коллизии, что подтверждает его концептуальную несостоятельность. Реализация Закона в данной редакции не позволит создать действенную, прозрачную нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования игорного бизнеса в стране и борьбы с его теневым проявлением. Необходимость совершенствования Закона не вызывает сомнений.
Ведь от эффективности принимаемых законов, результатов постоянного анализа и обобщения правоприменительной практики напрямую зависит успех социально-экономических преобразований в России, развитие бизнеса, благополучие граждан, их прав и свобод.