Объекты налогообложения и порядок их регистрации
Каждые новые игровой стол или автомат, дополнительную кассу тотализатора или букмекерской конторы фирма, решившая подзаработать на азартных инстинктах населения, обязана зарегистрировать в налоговой инспекции не позднее чем за два дня до их установки (п. 2 ст. 366 НК). Аналогичным образом - не позднее чем за два дня - компании необходимо уведомить ревизоров и о выбытии какого-либо объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК). При этом и в том и в другом случае данная обязанность считается исполненной с момента, когда фирмой будет подано в инспекцию соответствующее заявление о регистрации «игорных» объектов или об изменении (уменьшении) их количества. Форма первого документа утверждена приказом Минфина от 24 января 2005 года № 8н, второго - приказом МНС от 8 января 2004 года № ВГ-3-22/5
Итак, именно с даты представления подобных заявлений «азартный» источник дохода и признается зарегистрированным или, наоборот, выбывшим (п. 4 ст. 366 НК). Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 366 Налогового кодекса, заявление о регистрации объекта налогообложения может быть представлено налогоплательщиком в инспекцию как лично или через его представителя, так и посредством почтовой связи. Только вот какую дату принимать за день представления заявления в случае, если оно направлено по почте с описью вложения, главный Налоговый закон не устанавливает.
Почему это важно?
Согласно статье 370 Налогового кодекса, от даты установки или выбытия игровых автоматов, столов, касс тотализатора и букмекерских контор зависит и сумма налога. В частности, налогоплательщикам выгодно вводить «новичков» в работу после 15-го числа месяца, так как в этом случае платить налог надо будет в половинном размере. Ведь, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 370 Кодекса, в подобной ситуации сумма налога по новым «азартным» объектам рассчитывается как произведение их количества и одной второй ставки налога. Практически то же самое относится и к дате выбытия «игорных» источников дохода. Только в данном случае компании более выгодно, когда игровые автоматы, столы, кассы тотализатора или букмекерских контор покидают ряды своих собратьев до 15-го числа месяца (п. 4 ст. 370 НК). Таким образом, варьируя дату установки или выбытия «игорного» объекта, фирма может законно сэкономить на уплате налогов. Однако в условиях неопределенности с датой представления заявления по почте подобная оптимизация возможна только при условии подачи документа лично или через представителя.
Впрочем, если речь идет именно об установке нового стола или автомата, то в данном случае, действительно, главное - хотя бы какая-то дата, на которую можно ориентироваться. Ведь подключение «новичка» - вещь, поддающаяся планированию, которая может подстроиться под любые сроки, если они обозначены. Другое дело, если речь идет о выбытии «азартного» объекта, поскольку зачастую выйти из строя он может весьма неожиданно.
История вопроса
В ноябре 2005 года Федеральная налоговая служба выпустила письмо, гласившее, что при направлении заявлений о регистрации «игорных» объектов по почте днем их представления в налоговый орган является фактическая дата получения налоговым органом данных документов (письмо ФНС от 3 ноября 2005 г. № 22-1-11/2029). Иными словами, даже если, к примеру, касса тотализатора была приобретена фирмой в начале месяца, подгадать ее установку так, чтобы сэкономить на налоге, было весьма проблематично. А неожиданный выход из строя «игорного» объекта и вовсе означал уплату налога даже за те дни, когда «азартный» источник дохода фактически никакой прибыли уже не приносил. Ведь в этом случае само заявление об уменьшении числа объектов налогообложения фирма направляет, когда аппарат уже не работает. Но выбывшим его признают только после того, как «почтовое» заявление доходит до налоговиков.
В 2006 году рассматриваемый законодательный пробел попытались заполнить представители Минфина. В письме от 7 июля 2006 года № 03-06-05-02/06 они указали, что датой подачи заявления о регистрации объекта игорного бизнеса, направленного по почте, считается шестой день с момента его отправки. При этом финансисты отметили, что в Налоговом кодексе на самом деле предусмотрено два варианта для определения даты представления документов. Так, для налоговых деклараций таковой считается день отправки (п. 4 ст. 80 НК), а для акта налоговой проверки и уведомления об освобождении от уплаты НДС - шестой день со дня отправления письма (п. 5 ст. 100, п. 7 ст. 145 НК). Вместе с тем, почему для случая подачи заявления о регистрации «игрового» объекта как нельзя лучше подходит именно второй метод, эксперты главного финансового ведомства толком не пояснили. Впрочем, предложенный чиновниками вариант, безусловно, выигрывал по сравнению с тем, к которому склонялись налоговики.