Налогообложение игорного бизнеса в 1990-х, начале 2000-х
Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.
Закон от 16 июля 1992 г. N 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие "игорный бизнес", а также изменены правила налогообложения:
в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");
доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 г. стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.
Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.
Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название "О сборе с игорных заведений", существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в "черный" оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 8-ФЗ в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 г. N ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также: