Правовое регулирование налоговой системы
В Российской Федерации налоговое право - это сравнительно новая развивающаяся часть правовой системы. Так считают Пепеляев С.Г., Юткина Т.Ф., Черник Д.Г. и другие ученые - налоговеды. Другие авторы рассматривают совокупность налогового законодательства как составную часть (подотрасль) финансового права. К их числу можно отнести Л. Воронову, Н. Химичеву, К. Бельского и других авторов. Один из авторитетных представителей подотраслевого (в финансовом праве) характера налогового законодательства К. Бельский отмечает, что нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленной частью финансового права.
Действительно, налоговое право, впрочем как и другие правовые институты: банковское, бюджетное, валютное право, развиваются в недрах финансового права, однако к сегодняшнему дню оно имеет довольно высокий уровень обособленности, что дает основание утверждать о формировании самостоятельной отрасли российской правовой системы. Определение места Налогового права в системе Российского права - это не только теоретическая проблема. Она имеет большое практическое значение, так как от правильного ее разрешения зависит полнота правового регулирования налогообложения, его законность и справедливость, защита прав и законных интересов налогоплательщиков, а это фактически все трудоспособное население страны. Поэтому необходимо более четко и глубоко уяснить те основные признаки, которые присущи отрасли права. Как известно, каждая отрасль права характеризуется наличием нескольких, определяющих ее содержание элементов. Это, прежде всего, совокупность близких по содержанию общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, определенный набор средств (методов) правового регулирования, специальные субъекты (участники) правоотношений, системы отраслевого законодательства, как правило, систематизированного и кодифицированного, отраслевые науки и учебные дисциплины в Вузах, свои принципы и понятийный аппарат. Таким образом, нам необходимо выделить предмет и метод правового регулирования, характер и содержание правоотношений и др. признаки налогового права. По общему мнению, предметом налогового права является система однородных отношений, складывающихся по поводу налогообложения. Они возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер - выполнение налоговой обязанности означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Многообразие общественных отношений, связанных с установлением и уплатой налогов, поддержанием налоговой законности, урегулированных налоговым законодательством образуют особую совокупность налоговых правоотношений. Вторым признаком отраслевой самостоятельности налогового права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования реализуется также в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер их взаимосвязей. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации. Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации). Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойствен и другим отраслям права, например, административному, но при регулировании налоговых отношений он приобретает свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия, наличии специальных субъектов и др. Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные формы, целей использования денежных средств и т.д. Законодательно определен ограниченный круг государственных и муниципальных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, среди которых наиболее многочисленную группу составляют налоговые органы, относящиеся к финансовым учреждениям государства (ст. ст. 3, 12 НК РФ). Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивной (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования госбюджета за счет доходов и имущества налогоплательщиков. Однако применение в налоговом праве императивного способа не исключает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны - налогоплательщика проявляется и в его возможности - формировать свою налоговую политику. Однако все эти особенности метода определяются, в конечном счете, его властным содержанием. Таким образом, налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и тесно взаимодействует с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, административным и др.