Налоговая система, принципы её построения
Понятие «налоговая система» следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов как для юристов, так и для специалистов в сфере экономики, а также для социологов и политологов. С одной стороны, термин «налоговая система» является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания и выводов можно сделать вывод о том, что разные авторы различное содержание вкладывают в термин «налоговая система» или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений. Об этом может свидетельствовать отсутствие единства в дефинициях, предлагаемых разными исследователями.
По мнению одних авторов - это «совокупность существующих в государстве налогов, форм и методов их взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений», по мнению других - это «совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства».
Отсутствием единого научно обоснованного понимания, что представляет собой налоговая система, можно объяснить то, что законодатель отказался от закрепления в законе этого понятия. Без выработки единой теоретической точки зрения на понятие «налоговая система» нет смысла его легитимизировать, закрепляя это понятие в законодательном акте. Об этом свидетельствует и наша законодательная практика. Так, закрепление в ст. 2 Закона РСФСР от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» понятия «налоговая система» как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, породило практику установления налогов, которая противоречила ст. 57 Конституции и привела к тому, что уже к 1994 г. в России было дополнительно введено более 70 видов региональных и местных налогов сверх предусмотренных в названном Законе.
В то же время выяснение содержания понятия и выработка соответствующей дефиниции налоговой системы как научной категории были бы очень полезны для построения механизма правового регулирования налогов. Это позволило бы выделить элементы налоговой системы, определить место и роль каждого элемента и взаимосвязи элементов внутри налоговой системы и отграничить элементы налоговой системы от внешних факторов, влияющих на налоговую систему. А это, в свою очередь, создало бы научную базу для эффективного нормативного закрепления правового регулирования налогов.
Представляется, что разработка понятия «налоговая система» особенно важна в рамках правового регулирования, так как через это понятие можно определить системное устройство, вопросы, подлежащие регулированию, и пределы регулирования. Это понятие может служить основанием для формирования системы общей части налогового права и законодательных положений об отдельных налогах. В современном правовом демократическом государстве без должной правовой регламентации никакой обязательный платеж не может рассматриваться как налог.
Автором первой научной модели налоговой системы является А. Смит. Изложенные им четыре правила (maxims) «в отношении налогов вообще» в сочетании с предложениями по системе налогов можно с полным правом рассматривать как первую научную модель налоговой системы.
С тех пор практика налогообложения и научная мысль в сфере налогов ушли далеко вперед. Однако достигнуть определенности и прийти к единому понятию налоговой системы до настоящего времени ученые не смогли. В современной российской науке в сфере налогов исследователи и экономического, и юридического направления в своих работах изучают понятие «налоговая система».
Среди ведущих специалистов налогового права выделим следующие научные трактовки категории «налоговая система».
И.И. Кучеров определяет налоговую систему как основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, и выделяет в структуре налоговой системы «определенные обособленные подсистемы (составы)»: состав налогооблагающих субъектов (налогооблагающий состав); систему налогов и сборов; состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав); систему органов налогового администрирования; систему органов, обеспечивающих налоговую безопасность.