Экономическая сущность и функции налогов
По мнению большинства авторов сущность налога заключаются в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), в виде обязательного взноса в целях формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета и внебюджетных фондов). А. Смит писал: «Все налоги и всякий основанный на них доход - все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода - в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно или посредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или ренты с земли». Верен этот вывод и в наши дни. Предприниматели уплачивают все налоги из прибыли с капитала или ренты с земли, а физические лица - из своих доходов. По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть «…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса». В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Местными налогами признаются налоги и сборы устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Рассмотрим основные признаки налога.
В литературе по налоговому В ст. 57 Конституции РФ установлена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Следовательно, главным, определяющим признаком налога является его законность, которая предлагает, что данный платеж включен в систему налогов РФ, путем внесения его в соответствующий перечень, установленный в ст.ст. 13-15 НК РФ. Статус налога ему придан путем принятия Федерального закона Федеральным собранием Российской Федерации в порядке, определенном ст. ст. 1, 4, 5, 6, 12, НК РФ. праву встречается несколько различных взглядов относительно функции налогов. Одни авторы называют лишь одну экономическую функцию налогов, выделяя две ее главных составляющих, фискальную и регулирующую. Лазарев В. называет еще стимулирующую функцию налогов, подразумевая под ней воздействие государства на процессы воспроизводства посредством налоговых льгот, различных вычетов, отсрочек и рассрочек налоговых кредитов и преференций, призванных стимулировать хозяйственную активность налогоплательщиков.
Некоторые авторы выделяют политическую функцию налогов, обосновывая свою точку зрения тем, что налоги влияют на социальную структуру общества в целом и имеют значение в качестве контрольного института. Прослеживается прямая связь между политической системой общества и системой налогообложения: косвенные налоги скрывают от каждого налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют всякое стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого контролировать правительство, расходующее деньги налогоплательщиков. В первом случае при системе косвенных налогов участие населения в управление государством минимально (недемократические формы государства). Во втором, случае система прямых налогов характерна для стран демократической ориентации. Безусловно, связь между политической и налоговой системами имеется, но последняя является производной от первой, определяется ею, поэтому вряд ли способна оказать решающее влияние на ее развитие (политической системы).
В условиях мирового финансового кризиса, неплатежей и других отрицательных явлениях в экономике цель налоговой деятельности смещается в сторону обеспечения поступлений необходимых и должных денежных средств в бюджеты.
Таким образом, систему функций налогов можно представить через следующие функции: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.
1 2