Пути совершенствования российской налоговой системы
Таким образом, основными преимуществами рассмотренных новых налогов являются: а) отсутствие льгот по этим налогам, которые обычно создают массу возможностей для злоупотреблений ими; б) устранение необходимости введения для налогоплательщиков особого налогового учета; в) создание условий для перевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальной деятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социально полезных и экономически значимых действий (снижение потребления - и рост накоплений, воздержание от изъятия доходов из оборота предприятия - и соответствующий прирост реинвестирования прибылей); г) сокращение числа посреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.
В целом за счет трех предлагаемых к внедрению налогов должно формироваться до 50% всей суммы налоговых сборов в стране. Другая половина легко может быть обеспечена путем наведения порядка с налогообложением «вредного» и «избыточного» потребления - через акцизное налогообложение спирта, пива, табака и сахарообогащенных «освежительных » напитков (в советское время только за счет монополии на производство и продажу водки обеспечивалось более четверти всех доходов бюджета), а также посредством применения «энергетического» акциза(за счет которого розничная цена энергоносителей должна быть доведена до среднеевропейского уровня - это явится мощным стимулом для энергосбережения в производстве и в жилом секторе).
При системе новых налогов общие бюджетные расходы государства могут быть сокращены не менее ,чем на 30-40 %. Во-первых, за счет устранения «встроенных» налоговых компонентов в заработной плате бюджетников (подоходный и социальный налоги плюс налог на добавленную стоимость - всего до 60% от ее суммы) и в обшей стоимости государственных закупок (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество). Во-вторых, за счет уменьшения неоправданно громоздкой структуры административного управления и экономии на ряде видов социальных затрат (связанных, например, с уменьшением численности граждан, «загоняемых в бедность» чрезмерными налогами, сокращением безработицы).
По своему экономическому содержанию налоги первой из упомянутых выше групп можно назвать «налогами стимулирования» (предпочтение накопления пере; потреблением и сферы производства - перед сферой обращения и посреднических операций), а налоги второй группы - «налогами подавления» (нежелательного или избыточного потребления). В целом же основной смысл перехода на новую систему налогов состоит в том, что сам момент налогообложения отодвигается на стадию завершающих производственный цикл распределительных и перераспределительных отношений на процессы потребления вновь произведенной стоимости. Иначе говоря, гражданам и предприятиям позволяется вначале запустить процесс производства, произвести товары, оказать услуги, реализовать свои доходы - и только затем они привлекаются к исполнению своих налоговых обязанностей перед государством. [13]
Исключительно важен вопрос о назревшей необходимости консолидации всей работы по сбору налогов в одних руках. Сегодня этой работой заняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, внебюджетные фонды, местные органы власти и т.д. Общая мысль состоит в том, чтобы устранить разнобой в этой сфере, унифицировать систему расчетов по налогам в целом и упростить жизнь налогоплательщикам. [14]