Важнейшие недостатки российской системы налогообложения
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
Можно выделить три направления налоговой политики государства:
- политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
- политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
- политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения. |3]
В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. [4]
Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.
На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика основывалась па принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер. [5]
В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно-властный аппарат». Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено. [6]
К основным порокам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:
- нестабильность налоговой политики;
- чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика;
- уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы;
- чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики;
- отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;
- эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку;
- чрезмерный объем начислений на заработную плату;
- единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен одни из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов но налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплателыциков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены. [7]
1 2